Автопроизводитель Чери стал крупнейшей иностранной компанией в России
Китайский производитель легковых автомобилей Чери Автомобили Рус впервые возглавил рейтинг 50 крупнейших иностранных компаний в России по версии Forbes. Его выручка выросла в четыре раза и превысила 590 млрд рублей по итогам 2023 года — компания продала на российском рынке более 220 000 автомобилей. Ранее рейтинг возглавляли французские корпорации Auchan / Elo (2015-2019), Renault (2020) и Leroy Merlin / Adeo (2023), американская Philip Morris International (2021) и немецкая Volkswagen Group (2022).
Прошлогодний лидер, французская сеть товаров для дома и ремонта «Леруа Мерлен», выбыл из списка, так как его головная компания — группа Adeo — передала контроль над российскими активами местному топ-менеджменту. Также рейтинг покинули нидерландский телекоммуникационный оператор VEON, казахстанский производитель драгоценных металлов Solidcore Resources, британо-австрийский лесоперерабатывающий холдинг Mondi, французский производитель продуктов питания Danone и турецкая строительная компания Rönesans Holding — все они продали российский бизнес.
За 2023 год суммарная выручка участников рейтинга Forbes выросла на 31% и превысила 6,7 трлн рублей. Такой гигантский прирост связан прежде всего с продажами китайских автопроизводителей на российском рынке.
Кроме Chery, в топ-10 рейтинга вошли еще две китайские компании, также производящие легковые автомобили, — Great Wall Motor (GWM, №5) и Geely Automobile (№10). По итогам 2023 года выручка российского подразделения GWM «Хавейл Мотор Рус» выросла в четыре раза, до 323 млрд рублей, а Haval Jolion стал второй самой продаваемой моделью среди легковых автомобилей в России, уступив только Lada Granta. Выручка российской «дочки» Geely Automobile «Джили-Моторс» увеличилась в 3,2 раза, почти до 200 млрд рублей.
Всего в рейтинг попали 11 компаний с головными офисами в Китае, обогнав предыдущего лидера по числу компаний-участников — США (семь фирм).
Два года назад в рейтинге 2022 года в списке была только одна китайская компания — Huawei Technologies. В 2024 году в рейтинг впервые вошли китайские производители автомобилей FAW Group (№13, выручка — более 137 млрд рублей), Changan Automobile (№16 и 124,6 млрд рублей), JAC Group (№49 и 47,6 млрд рублей), производитель электроники и бытовой техники Hisense (№38 и 62,9 млрд рублей), строительный холдинг CRCC (№44 и 52,8 млрд рублей) и др.
Еще одним бенефициаром ухода западных компаний с российского рынка стал белорусский бизнес. Если в 2022 году в рейтинге крупнейших иностранных компаний не было ни одной белорусской фирмы, то в 2023-м — две, а в этом году — уже четыре. К прошлогодним участникам — «БелАЗ-Холдинг» (№28 и 88,3 млрд рублей) и группе Santa (бренды «Савушкин продукт» и «Русское море»; №29 и 83,9 млрд рублей) — добавились «Белорусский металлургический завод» (№26 и 94,3 млрд рублей) и производитель грузовой и пассажирской техники МАЗ (№48 и 48,5 млрд рублей).
Число компаний с «пропиской» в США снизилось за два года с 10 до семи. Крупнейшей американской компанией, продолжающей работать в России, остается табачный производитель Philip Morris International (№3, выручка — более 440 млрд рублей). В 2022-2023 годах компания вела переговоры о продаже российских активов, но сделка в итоге не состоялась.